Являясь частью отношений в сфере образования, отношения, складывающиеся между государством и образовательными организациями по поводу установления системы контроля и надзора качества профессионального образования, подлежат правовому регулированию со стороны государства, которое в свою очередь должно отражать интересы их участников (в частности преподавателей и обучающихся). Несоблюдение указанного условия непременно приведёт к возникновению противоречий между государственными и общественными интересами.
Необходимость эффективного функционирования системы отношений по контролю и надзору качества образования на сегодняшнем этапе развития образовательных отношений трудно переоценить, а потому, представляется целесообразным определить их современное состояние, и установить учитываются ли интересы педагогического сообщества при их правовом регулировании со стороны государства. В связи, с чем важно исследовать основные цели и задачи, которые ставит государство перед собой, осуществляя такое регулирование, механизм достижения этих целей и задач, определить понятие системы контроля и надзора качества образования, а также выявить существующие проблемы функционирования этой системы.
Исходя из смысла приведенных в статье 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определений, целью государственного надзора образования является предупреждение, выявление и пресечение нарушений соответствующими органами и организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, посредством организации соответствующих проверок и принятия, соответствующих мер. В свою очередь целью государственного контроля качества образования выступает выявление, пресечение и устранение нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов, в результате проведения соответствующих проверок по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки, обучающихся требованиям указанных стандартов.
Кроме того, исходя из смысла норм, содержащихся в соответствующих административных регламентах, регулирующих осуществление государственного надзора и контроля качества образования следует, что: 1) задачами государственного надзора в области образования выступают, в частности: а) организация и проведение проверок соответствующих органов и организаций; б) анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации; в) анализ соблюдения законодательства в области образования при осуществлении образовательного процесса и т.д.; 2) задачами государственного контроля в области образования в свою очередь выступают: а) организация и проведение проверок качества образования; б) анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса; в) анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности и т.д.
Следует отметить, что действующее законодательство различает понятия контроля и надзора качества образования, что в свою очередь говорит о существовании двух относительно самостоятельных подсистем: соответственно подсистемы государственного надзора в области образования и подсистемы государственного контроля качества образования.
Однако прежде чем приступить к рассмотрению указанных подсистем следует определить, что же следует понимать под качеством образования вообще.
На сегодняшний день однозначного и общепринятого определения качества образования не существует[i], однако при этом считается общепризнанным, что качество образования является социальной категорией и связано «с понятиями социальной потребности, соответствия назначению (функции объекта), а также цели и результату человеческой деятельности»[ii], а потому, неверно считать, что управленческой связью в отношении качества образования обладает только категория контроля.
Характеризуя содержание государственного надзора в области образования в наиболее общем виде, следует отметить, что оно, прежде всего, заключается в проведении определенных проверок на предмет соблюдения соответствующими органами, организациями, учреждениями и их руководителями, иными должностными лицами требований, законодательства Российской Федерации в области образования. Таким образом, исходя из содержания действующего законодательства сущность подсистемы государственного надзора в области качества образования состоит в организации и проведении компетентными органами системы мер, направленных на выявление и устранение нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, допущенных соответствующими органами власти и организациями, их должностными лицами, осуществляющими деятельность в сфере образования и непосредственно влияющих или могущих повлечь снижение качества образования.
В свою очередь, сущность подсистемы государственного контроля качества образования состоит в организации и проведении компетентными органами системы мер, направленных на выявление и устранение нарушений, допущенных соответствующими организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования и связанных с несоответствием содержания и (или) качества подготовки обучающихся стандартам, требованиям и нормативным правовым актам в области образования, а также содержания реализуемых образовательных программ их уровню и направленности.
Подводя итог вышесказанному о системе государственного контроля и надзора качества образования, следует отметить, что под ней необходимо понимать систему мер (преимущественно в виде проверок), организуемую и проводимую компетентными органами власти различного уровня, направленную на выявление и устранение допущенных со стороны подконтрольных (поднадзорных) органов, организаций, должностных лиц нарушений, влияющих на качество образования, в том числе: нарушения законодательства в области образования, а также нарушения, связанные с несоответствием установленным государством требованиям и стандартам содержания и (или) качества подготовки обучающихся.
При этом важно отметить, что под педагогическим сообществом в данном случае следует понимать лишь тех его представителей, которые являются участниками отношений по контролю и надзору качества образования, в роли которых выступают образовательные организации, педагоги (учителя), их объединения, а также родители обучающихся, их объединения. Для целей настоящего исследования важно определить лишь те интересы учащихся и педагогического сообщества, которые побуждают их к совершению действий по достижению конечного результата образовательного процесса – сформированности у учащихся соответствующей образовательному стандарту системы знаний, умений, навыков и компетенций, а также способности саморазвития, что в свою очередь позволяет говорить о таких интересах, как о педагогических. Заслуживает пристального внимания и то обстоятельство, что такие интересы очерчены рамками отношений по контролю и надзору качества образования, а потому, для целей настоящего исследования нас интересуют лишь те из них, которые затрагиваются (или могут быть затронуты) тем или иным образом субъектами исследуемых отношений в процессе осуществления ими своей деятельности.
Теоретической основой решения вопроса об определении педагогических интересов учащихся и педагогического сообщества в сфере контроля и надзора качества образования в первую очередь послужили результаты социологического исследования «Динамика удовлетворенности различными участниками образовательного процесса условиями образовательной деятельности, качеством образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории ХМАО – Югры…»[iii], а также работы таких исследователей, как: Стребковой Н.В., Василевской Н.С., Можаровской И.А., Горшкова В.Ю., Жилиной Г.И. и других.
Исходя из смысла изученного материала, мы пришли к нижеследующим выводам, относительно решаемого вопроса.
Учитывая сущность описанной выше системы отношений по контролю и надзору за качеством образования, а также результаты указанного выше социологического исследования, нами были выделены следующие интересы образовательных организаций в сфере контроля и надзора за качеством образования: 1) интересы, связанные с обеспечением качества образования, например, такие как: обеспечение качества процесса обучения посредствам: «требовательности и индивидуального подхода к обучающемуся; совершенствованию технологий обучения …»[iv] и определение качества содержания образования через получение знаний, являющихся основой личностного развития; 2) интересы в повышении и поддержании эффективности осуществления образовательного процесса: увеличение мотивации учащихся на получение знаний; обеспечение достойного уровня оплаты труда; обеспечение социально-правовой защищенности кадров образовательной организации; 3) интересы, связанные с повышением эффективности взаимодействия между образовательными организациями и органами государственной власти, способствующего повышению уровня качества образования.
В результате проанализированного материала, используемого в качестве теоретической основы в решении исследуемого вопроса нами были выделены следующие группы интересов педагогов в отношениях по контролю и надзору качества образования: 1) интересы в обеспечении качества образования: 1.1. качества содержания образования (интересы в получении учащимися знаний, непосредственно востребованных в будущей профессиональной деятельности выпускника[v]), 1.2. качества процесса образования (интересы в обеспечении высокого профессионального уровня кадрового состава образовательного учреждения, в обеспечении хороших организационных условий образовательной деятельности), 1.3. качества результата образования (интересы в обеспечении высокого уровня сформированности способностей к саморазвитию, уровня знаний, необходимый для поступления учащимися в высшие учебные заведения, поступления на работу и прочее); 2) решение существующих проблем качества образования (интересы в использовании горизонтальной коммуникации, «клиентоориентированного» подхода, коммуникации с родителями вместо сугубо иерархических, субординационных, интересы в устранении проблемы низкого уровня профессионализма управления системой высшего профессионального образования[vi]); 3) интересы в информированности в области контроля и надзора качества образования.
В свою очередь в качестве педагогических интересов учащихся в заданных рамках нами были выделены следующие группы: 1) интересы в обеспечении качества образования: 1.1. качества содержания образования (интересы в получении знаний непосредственно востребованных в будущей профессиональной деятельности, интересы в получении фундаментальных знаний, а также знаний, являющихся основой личностного развития), 1.2. качества процесса образования (интересы в обеспечении индивидуального подхода к образовательной деятельности ученика, а также высокого профессионального уровня кадрового состава образовательного учреждения); 1.3. качества результата образования (интересы в успеваемости, интересы в «формировании способностей к саморазвитию»[vii], а также навыков, необходимых им для самоутверждения в обществе: коммуникативных компетенций (умение общаться, находить выход из сложных, даже конфликтных ситуаций), умение принимать решения)[viii]; 2) интересы в удовлетворенности условиями образовательной деятельности (интересы в обеспечении профессионализма педагогов, интересы в сформированности достижительной мотивации, интересы в удовлетворенности условиями для подготовки к занятиям и для их проведения, для занятий наукой и занятий творчеством[ix]).
В качестве интересов родителей учащихся нами были выделены, в первую очередь, следующие: интересы в организации и эффективном функционировании системы профессионального взаимодействия «ученик-учитель» (психологическая поддержка учеников; исключение предвзятого отношения педагога с учениками, повышение уровня требовательности к ней), а также системы взаимодействия «учитель-родитель».
Следует отметить, что перечисленные выше интересы, в первую очередь, касаются содержательного аспекта системы контроля и надзора качества образования, что предполагает возможность их непосредственного учета соответствующими органами власти и подразделениями образовательных организаций в ходе осуществления ими своих полномочий по контролю и надзору. Например, в ходе проведения надзора качества образования было бы целесообразным, если бы соответствующие органы контроля и надзора анализировали и контролировали бы достаточность материально-вещественной составляющей образовательной деятельности, её эффективность. Однако, забегая вперед, следует заметить, что на сегодняшний день сущность действующей системы контроля и надзора качества образования позволяет соответствующим контрольно-надзорным органам лишь определять «соответствие – несоответствие» предмета контроля и надзора требованиям действующего законодательства.
Органы по контролю и надзору должны быть ориентированы в первую очередь на учет, соблюдение и защиту интересов педагогического сообщества и учащихся, как непосредственных участников образовательных отношений, признавать приоритет этих интересов перед интересами государственно-властных структур. Однако, к сожалению, на сегодняшний день такой тенденции не наблюдается, на что в свою очередь указывает и исследовательский коллектив под руководством Стребковой Н.В. занимавшейся исследованием динамики удовлетворенности участниками образовательного процесса условиями образовательной деятельности: «Используемые сегодня индикаторы оценки качества образования отражают интересы … чаще всего тех, кто формулирует эти индикаторы (органов управления образованием), его приоритеты, его предпочтения. Интересы других участников образовательного процесса, их ожидания при формулировке индикаторов оказываются не востребованными»[x].
Что же касается главного вопроса о том, учитываются ли государством интересы учащихся и педагогического сообщества при правовом регулировании отношений по контролю и надзору качества образования, то, к сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день данное обстоятельство далеко не всегда имеет место на практике. В ходе сравнительного анализа указанных интересов с целями и задачами, которое государство ставит при правовом регулировании изучаемых отношений, было замечено, совпадение основной цели контроля и надзора качества образования у государства и педагогического сообщества (получение на «выходе» образования «обученной» личности). Однако в тоже время средства достижения этой цели, коими выступают элементы системы контроля и надзора качества образования являются разными. Так, например, в ходе проведения выездной проверки орган по надзору качества образования проводят беседы с работниками организации, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке; проводят проверку качества подготовки обучающихся и выпускников путем анализа результатов итоговой аттестации, выпускных квалификационных работ[xi], и т.д. Но в ходе проведения такой проверки указанный орган не определяет «качество содержания образования через получение знаний, являющихся основой личностного развития; не определяет, достаточен ли уровень мотивации учащихся на получение знаний». Как указывалось выше, данный орган определяет лишь «соответствие – несоответствие» предмета контроля и надзора требованиям действующего законодательства.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости учета интересов педагогического сообщества и учащихся, во-первых, в правовом регулировании качества содержания образования в целом (для чего предназначена педагогическая экспертиза, регулируемая статей 94 Федерального закона «Об образовании в РФ»), во-вторых, учета таких интересов непосредственно в правовом регулировании отношений по контролю и надзору качества образования, в том числе и через придание контрольно-надзорным органам расширенных полномочий по надзору (контролю) за соблюдением указанных интересов.
Литература
[i] Добрина О.А. Проблемы и перспективы модернизации российского образования: оценки экспертов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С.14-24.
[ii] Никокошева Н.Г. Некоторые подходы к определению понятия «качество образования // Педагогическое образование в России. 2008. № 2. С. 27-34.
[iii] Отчет по итогам социологического исследования «Динамика удовлетворенности различными участниками образовательного процесса условиями образовательной деятельности, качеством образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ханты-Мансийском автономного округа – Югры, эффективности процедуры подготовки и проведения единого государственного экзамена» [Электронный ресурс] URL: http://copy.yandex.net (дата обращения: 09.10.2014).
[iv] Отчет по итогам социологического исследования «Динамика удовлетворенности различными участниками образовательного процесса условиями образовательной деятельности, качеством образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ханты-Мансийском автономного округа – Югры, эффективности процедуры подготовки и проведения единого государственного экзамена» [Электронный ресурс] URL: http://copy.yandex.net (дата обращения: 09.10.2014).
[v] Крылова О.Н. Оценка уровня готовности учителей к введению инноваций содержания образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 42. С. 59-69.
[vi] Добрина О.А. Проблемы и перспективы модернизации российского образования: оценки экспертов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С.15.
[vii] Стебкова Н.В. Оценка качества: Институциональный подход Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/otsenka-kachestva-obshchego-obrazovaniya-institutsionalnyi-podkhod (дата обращения: 08.10.2014).
[viii] Кузнецова Ю.М., Чевтаева Н.Г. Социологический анализ мотивов учащихся на получение качественного образования // Вопросы управления. 2012. № 2(19). С. 37-43.
[ix] Русанова А.А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном Вузе (из опыта конкретного социологического исследования) [Электронный ресурс] URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/rusanova.pdf (дата обращения: 06.10.2014).
[x] Стебкова Н.В. Оценка качества: Институциональный подход Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/otsenka-kachestva-obshchego-obrazovaniya-institutsionalnyi-podkhod (дата обращения: 08.10.2014)
[xi] Приказ Минобрнауки России от 02 мая 2012 г. № 367.