Складывающиеся между государством и образовательными организациями отношения по поводу контроля качества профессионального образования подлежат правовому регулированию со стороны государства, которое в свою очередь должно отражать интересы их участников (в частности преподавателей и обучающихся). Несоблюдение указанного условия непременно приведёт к возникновению противоречий между государственными и общественными интересами.
Роль и необходимость эффективного функционирования указанных отношений на сегодняшнем этапе развития образования трудно переоценить, а потому представляется целесообразным рассмотреть их в контексте определения современного состояния (эффективности функционирования, правового регулирования) и отражения в их правовом регулировании со стороны государства интересов обучающихся и педагогического сообщества. В связи с чем считаем необходимым охарактеризовать основные цели и задачи, которые ставит государство перед собой, осуществляя такое регулирование, механизм достижения этих целей и решения задач, определить понятие системы контроля качества образования, а также выявить существующие проблемы функционирования данной системы.
Анализируя смысл приведенных в статье 93 Федерального закона «Об образовании в РФ» определений федерального государственного контроля качества образования и федерального государственного надзора в сфере образования можно сделать следующие выводы относительно основных целей и задач, которые ставит государство при правовом регулировании отношений, складывающихся по поводу государственного контроля качества образования. Так, целью государственного надзора образования является предупреждение, выявление и пресечение нарушений соответствующими органами и организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, посредством организации соответствующих проверок и принятия соответствующих мер. В свою очередь, целью государственного контроля качества образования выступает выявление, пресечение и устранение нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов в результате проведения соответствующих проверок по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся требованиям указанных стандартов. Кроме того, проанализировав нормы, содержащиеся в соответствующих административных регламентах, регулирующих осуществление государственного контроля качества образования, мы приходим к выводу о том, что: 1) задачами государственного надзора в области образования выступают, в частности: а) организация и проведение проверок соответствующих органов и организаций; б) анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации; в) анализ соблюдения законодательства в области образования при осуществлении образовательного процесса и т.д.; 2) задачами государственного контроля качества образования, в свою очередь, выступают: а) организация и проведение проверок качества образования; б) анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса; в) анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности и т.д.
Следует отметить, что действующее законодательство различает понятия государственного надзора в области образования и контроля качества образования, что в свою очередь говорит о существовании двух относительно самостоятельных подсистем.
Однако прежде чем приступить к рассмотрению указанных подсистем, следует определить, что же следует понимать под качеством образования вообще.
На сегодняшний день однозначного и общепринятого определения качества образования не существует, однако при этом считается общепризнанным, что качество образования является социальной категорией и связано «с понятиями социальной потребности, соответствия назначению (функции объекта), а также цели и результату человеческой деятельности» [4;31], а потому неверно считать, что управленческой связью в отношении качества образования обладает только категория контроля.
Характеризуя содержание государственного надзора в области образования в наиболее общем виде, следует отметить, что оно, прежде всего, заключается в проведении определенных проверок на предмет соблюдения соответствующими органами, организациями, учреждениями и их руководителями, иными должностными лицами требований законодательства Российской Федерации в области образования. Таким образом, исходя из содержания действующего законодательства, сущность подсистемы государственного надзора в области образования состоит в организации и проведении компетентными органами системы мер, направленных на выявление и устранение нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, допущенных соответствующими органами власти и организациями, их должностными лицами, осуществляющими деятельность в сфере образования и непосредственно влияющих или могущих повлечь снижение качества образования.
Что же касается содержания контроля качества образования, то следует отметить, что действующая система нормативных правовых актов наполняет его теми же процедурами, что и надзор в сфере образования. Таким образом, содержание подсистемы государственного контроля качества образования сводится к: 1) проведению уполномоченными органами проверок на предмет выявления соответствия (несоответствия) содержания и (или) качества подготовки обучающихся стандартам, требованиям и нормативным правовым актам в области образования, соответствия (несоответствия) содержания реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; 2) принятию проверяющим органом предписаний по устранению выявленных нарушений и наступлению неблагоприятных для подконтрольных организаций последствий, например, в виде административных санкций.
В связи с этим сущность подсистемы государственного контроля качества образования состоит в организации и проведении компетентными органами системы мер, направленных на выявление и устранение нарушений, допущенных соответствующими организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования и связанных с несоответствием содержания и (или) качества подготовки обучающихся стандартам, требованиям и нормативным правовым актам в области образования, а также содержания реализуемых образовательных программ их уровню и направленности.
Подводя итог вышесказанному о подсистеме государственного контроля качества образования, следует отметить, что под ней необходимо понимать систему мероприятий (преимущественно в виде проверок), организуемую и проводимую компетентными органами власти различного уровня, направленную на выявление и устранение допущенных со стороны подконтрольных (поднадзорных) органов, организаций, должностных лиц нарушений, влияющих на качество образования, в том числе: нарушения законодательства в области образования, а также нарушения, связанные с несоответствием установленным государством требованиям и стандартам содержания и (или) качества подготовки обучающихся.
Для достижения поставленных выше целей также важно решить вопрос о том, что же следует понимать под интересами обучающихся и педагогического сообщества. При этом важно отметить, что под педагогическим сообществом в данном случае следует понимать лишь тех его представителей, которые являются участниками отношений по контролю качества образования, в роли которых выступают образовательные организации, преподаватели, их объединения, а также родители обучающихся, их объединения. Для целей настоящего исследования важно определить лишь те интересы обучающихся и педагогического сообщества, которые побуждают их к совершению действий по достижению конечного результата образовательного процесса – сформированности у обучающихся соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту системы знаний, умений, навыков и компетенций, а также способности саморазвития, что в свою очередь позволяет говорить о таких интересах как о педагогических. Заслуживает пристального внимания и то обстоятельство, что такие интересы очерчены рамками отношений по контролю качества образования, а потому для целей настоящего исследования нас интересуют лишь те из них, которые затрагиваются (или могут быть затронуты) тем или иным образом субъектами исследуемых отношений в процессе осуществления ими своей деятельности.
В основу решения вопроса об определении педагогических интересов обучающихся и педагогического сообщества в сфере контроля качества образования в первую очередь легли результаты социологического исследования «Динамика удовлетворенности различными участниками образовательного процесса условиями образовательной деятельности, качеством образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории ХМАО – Югры…» [7], а также работы таких исследователей, как Н.В. Стребкова, Н.С. Василевская, И.А. Можаровская, В.Ю. Горшков, Г.И. Жилина и др.
Изучив указанные материалы, мы пришли к следующим выводам.
Учитывая особенности описанной выше системы отношений по контролю качества образования, а также результаты указанного выше социологического исследования, нами были выделены следующие интересы образовательных организаций в сфере контроля качества образования: 1) интересы, связанные с обеспечением качества образования, например, такие как обеспечение качества процесса обучения посредством «требовательности и индивидуального подхода к обучающемуся; совершенствованию технологий обучения» [7; 15] и определение качества содержания образования через получение знаний, являющихся основой личностного развития; 2) интересы в повышении и поддержании эффективности осуществления образовательного процесса: увеличение мотивации обучающихся на получение знаний; обеспечение достойного уровня оплаты труда; обеспечение социально-правовой защищенности кадров образовательной организации; 3) интересы, связанные с повышением эффективности взаимодействия между образовательными организациями и органами государственной власти, способствующего повышению уровня качества образования.
В результате анализа материала, используемого в качестве теоретической основы решения исследуемого вопроса, нами были выделены следующие группы интересов педагогов в отношениях по контролю качества образования: 1) интересы в обеспечении качества образования: 1.1. качества содержания образования (интересы в получении обучающимися знаний, непосредственно востребованных в будущей профессиональной деятельности выпускника [2;67]), 1.2. качества процесса образования (интересы в обеспечении высокого профессионального уровня кадрового состава образовательного учреждения, в обеспечении хороших организационных условий образовательной деятельности), 1.3. качества результата образования (интересы в обеспечении высокого уровня сформированности способностей к саморазвитию, уровня знаний, необходимый для поступления абитуриентами в высшие учебные заведения, поступления на работу и пр.); 2) интересы, связанные с решением существующих проблем качества образования (интересы в использовании горизонтальной коммуникации, «клиентоориентированного» подхода, коммуникации с законными представителями вместо сугубо иерархических, субординационных, интересы в устранении проблемы низкого уровня профессионализма управления системой высшего профессионального образования [1;15]); 3) интересы в информированности в области контроля качества образования.
В свою очередь, в качестве интересов обучающихся в заданных рамках нами были выделены следующие группы: 1) интересы в обеспечении качества образования: 1.1. качества содержания образования (интересы в получении знаний непосредственно востребованных в будущей профессиональной деятельности, интересы в получении фундаментальных знаний, а также знаний, являющихся основой личностного развития), 1.2. качества процесса образования (интересы в обеспечении индивидуального подхода к образовательной деятельности обучающегося, а также высокого профессионального уровня кадрового состава образовательного учреждения); 1.3. качества результата образования (интересы в успеваемости, интересы в «формировании способностей к саморазвитию» [6], а также навыков, необходимых им для самореализации в обществе: коммуникативных компетенций (умение общаться, находить выход из сложных, даже конфликтных ситуаций), умение принимать решения) [3;40]; 2) интересы в решении проблем качества образования (интересы в «предоставлении обучающимся большей свободы выбора учебных предметов» [6], интересы в их профессиональной ориентации с учетом потребностей рынка труда в регионе и т.д.); 3) интересы в удовлетворенности условиями образовательной деятельности (интересы в обеспечении профессионализма преподавателей, интересы в сформированности достижительной мотивации, интересы в удовлетворенности условиями для подготовки к занятиям и для их проведения, для занятий наукой и занятий творчеством [5]).
В качестве интересов родителей обучающихся нами были выделены следующие: 1) интересы в организации и эффективном функционировании системы профессионального взаимодействия «обучающийся – преподаватель» (психологическая поддержка обучающихся; исключение предвзятого отношения преподавателя с обучающимися, повышение уровня требовательности к ней), а также системы взаимодействия «преподаватель – законный представитель»; 2) интересы в функционировании эффективной системы управления в образовательных организациях; 3) интересы в усилении роли управляющих и попечительских советов в решении вопросов, связанных с качеством образования.
Следует отметить, что перечисленные выше интересы, в первую очередь, касаются содержательного аспекта системы контроля качества образования, что предполагает возможность их непосредственного учета соответствующими органами власти и подразделениями образовательных организаций в ходе осуществления ими своих полномочий по контролю качества образования. Например, в ходе проведения государственного надзора в области образования было бы целесообразным, если бы соответствующие надзорные органы анализировали и контролировали бы достаточность материально-вещественной составляющей образовательной деятельности, её эффективность. Однако, забегая вперед, следует заметить, что на сегодняшний день сущность действующей системы контроля качества образования позволяет соответствующим контрольным органам лишь определять «соответствие – несоответствие» предмета контроля требованиям действующего законодательства.
Органы по контролю должны быть ориентированы в первую очередь на учет, соблюдение и защиту интересов педагогического сообщества и обучающихся как непосредственных участников образовательных отношений, признавать приоритет этих интересов перед интересами государственно-властных структур. Однако, к сожалению, на сегодняшний день такой тенденции не наблюдается, на что в свою очередь указывает и исследовательский коллектив под руководством Н.В. Стребковой, занимавшийся исследованием динамики удовлетворенности участниками образовательного процесса условиями образовательной деятельности: «Используемые сегодня индикаторы оценки качества образования отражают интересы… чаще всего тех, кто формулирует эти индикаторы (органов управления образованием), его приоритеты, его предпочтения. Интересы других участников образовательного процесса, их ожидания при формулировке индикаторов оказываются не востребованными» [7].
Что же касается главного вопроса о том, учитываются ли государством интересы обучающихся и педагогического сообщества при правовом регулировании отношений по контролю качества образования, то, к сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день данный вопрос не имеет должного внимания на практике со стороны властных структур. В ходе сравнительного анализа указанных интересов с целями и задачами, которое государство ставит при правовом регулировании изучаемых отношений, нами было отмечено совпадение основной цели контроля качества образования у государства и педагогического сообщества (получение на «выходе» образования готового к профессиональной деятельности выпускника). В тоже время средства достижения этой цели, в качестве которых выступают элементы системы контроля качества образования (в частности деятельности контрольных органов), являются разными. Так, например, в ходе проведения выездной проверки орган по контролю качества образования проводят беседы с работниками организации, обучающимися, родителями или их законными представителями по вопросам, подлежащим проверке; проводят проверку качества подготовки обучающихся и выпускников путем анализа результатов итоговой аттестации, выпускных квалификационных работ [8], и т.д. Но в ходе проведения такой проверки указанный орган не определяет «качество содержания образования через получение знаний, являющихся основой личностного развития; не определяет достаточен ли уровень мотивации обучающихся на получение знаний». Как указывалось, выше, данный орган определяет лишь «соответствие – несоответствие» предмета контроля требованиям действующего законодательства.
Все это приводит к выводу о необходимости учета интересов педагогического сообщества и обучающихся, во-первых, в правовом регулировании качества содержания образования в целом (для чего предназначена педагогическая экспертиза, регулируемая ст. 94 ФЗ «Об образовании в РФ»), во-вторых, учета таких интересов непосредственно в правовом регулировании отношений по контролю качества образования, в том числе и через придание контрольным органам расширенных полномочий по контролю за соблюдением указанных интересов.
Литература
- Андиева М. Управление образованием в Российской Федерации: правовой аспект//Право и образование. 2002. № 6.
- Добрина О.А. Проблемы и перспективы модернизации российского образования: оценки экспертов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С.14-24.
- Крылова О.Н. Оценка уровня готовности учителей к введению инноваций содержания образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 42. С. 59-69.
- Кузнецова Ю.М., Чевтаева Н.Г. Социологический анализ мотивов учащихся на получение качественного образования // Вопросы управления. 2012. № 2(19). С. 37-43.
- Никокошева Н.Г. Некоторые подходы к определению понятия «качество образования // Педагогическое образование в России. 2008. № 2. С. 27-34.
- Русанова А.А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном Вузе (из опыта конкретного социологического исследования) // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 3(07). [Электронный ресурс]. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/rusanova.pdf.
- Стебкова Н.В. Оценка качества: Институциональный подход Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. URL: http://www.dissercat.com/content/otsenka-kachestva-obshchego-obrazovaniya-institutsionalnyi-podkhod.
- Отчет по итогам социологического исследования «Динамика удовлетворенности различными участниками образовательного процесса условиями образовательной деятельности, качеством образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ханты-Мансийском автономного округа – Югры, эффективности процедуры подготовки и проведения единого государственного экзамена». URL: http://copy.yandex.net.
- Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования. Приказ Минобрнауки России от 02.05.2012 № 367 // «Российская газета». – 2013. – № 12.