На сегодняшний день в сфере образования (и в первую очередь в сфере обеспечения его качества) требуется создание и внедрение в практику деятельности механизма, направленного на анализ локальных нормативных актов, их проектов, регулирующих отношения по качества образования на предмет наличия (отсутствия) в них положений, действие которых может иметь негативное и (или) положительное влияние на регулируемые отношения, на предмет соответствия таких положений интересам обучающихся и педагогического сообщества, а также целесообразности и обоснованности их включения в соответствующий акт – механизма педагогической экспертизы.
В качестве объекта рассматриваемого механизма педагогической экспертизы нормативных актов по контролю качества высшего профессионального образования выступают внутренние локальные нормативные акты (их проекты), регулирующие сферу контроля и надзора качества образования конкретной образовательной организации.
В свою очередь, в качестве предмета указанной педагогической экспертизы выступают конкретные нормы указанных выше локальных нормативных актов образовательных организаций (их проектов), оцениваемые на предмет отражения в них интересов педагогического сообщества и учащихся, их целесообразности, а также наличия в них положений, способствующих негативному и положительному воздействию на качество образования.
Говоря о субъектном составе педагогической экспертизы нормативных актов по контролю качества образования локального уровня хотелось бы отметить, что он идентичен составу педагогической экспертизы в целом, рассмотренной в вышеизложенных параграфах настоящей работы, и включает в себя следующие субъекты: 1. Компетентные подразделения (отделения) по контролю качества образования (подразделения (отделения) системы менеджмента качества образования) вуза. 2. Педагогическое сообщество и обучающиеся, занимающие в свою очередь, противоположную от указанных подразделений сторону в отношениях по отражению их интересов в принимаемых нормативных актах. 3. Третью группу субъектов составляют эксперты – те специалисты, которые обладают необходимыми познаниями и опытом в сфере контроля и надзора качества образования (имеющие необходимую квалификацию), избираются в установленном порядке и обеспечивают проведение самой педагогической экспертизы.
В свою очередь, сам механизм проведения указанной педагогической экспертизы состоит из 3 этапов, подразделяющихся на 7 взаимосвязанных подэтапов и проводится в следующем порядке.
Что касается первого подэтапа – выбора экспертов для проведения педагогической экспертизы, то относительно него следует отметить следующее. На сегодняшний день на федеральном уровне действует ряд нормативных правовых актов, регулирующих процедуру проведения педагогической экспертизы нормативных правовых актов в рамках статьи 94 Федерального закона «Об образования в Российской Федерации» (например, Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 марта 2015 г. № 276 «Об утверждении критериев аттестации экспертов, привлекаемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки к проведению мероприятий по контролю»). В связи с родством предлагаемого механизма с педагогической экспертизой, регулируемой указанной статьей, при его разработке использовались положения этих нормативных актов. То же касается и процедуры выбора экспертов.
Для проведения педагогической экспертизы конкретного локального нормативного акта (проекта нормативного акта) по контролю качества образования уполномоченное подразделение образовательной организации осуществляет формирование экспертной комиссии, состоящей из 3 экспертов соответствующего направления, о чем выносится соответствующий приказ. При этом приказ должен содержать: 1) сведения о назначении экспертов и председателя экспертной комиссии, 2) наименование нормативного акта (проекта нормативного акта), 3) круг отношений, подлежащих регулированию, 4) дополнительные вопросы для экспертов (ведущего эксперта), 5) срок проведения экспертизы (от подготовительного этапа до этапа внесения изменений в нормативный акт), который не может составлять более 30–35 дней. При этом следует отметить, что на необходимость формирования экспертной комиссии при проведении экспертизы указывает и ряд авторов, например, А.И. Орлов.
В течение 5 дней с момента вынесения указанного приказа сформированная экспертная комиссия проводит заседание, на котором осуществляется анализ объекта исследования (второй подэтап) и по итогам которого принимаются решения о (об): 1) определении выборки исследования; 2) выборе способов исследования при выявлении интересов педагогического сообщества и учащихся; 3) сроках проведения исследования по выявлению интересов; 4) формулирование вопросов для ведущего эксперта (в том числе указанные в приказе о назначении экспертной комиссии); 5) выборе ведущего эксперта; 6) способах формирования экспертного заключения (на следующем заседании экспертной комиссии или индивидуально ведущим экспертом); 7) об утверждении срока проведения итогового заседания по вопросу обсуждения основных выводов сделанных в результате исследования и утверждения экспертного заключения.
При анализе объекта исследования – конкретного нормативного акта образовательной организации (проекта нормативного акта) экспертная комиссия: определяет круг отношений, подлежащих регулированию таким актом, а также перечень предполагаемых педагогических ценностей таких отношений; выявляет наличие в нем положений, предположительно способствующих негативному и положительному воздействию на качество образования, нарушающих (способных нарушить) выявленные педагогические ценности, обосновывает такое воздействие (выявляет причины); устанавливает способы предотвращения такого негативного воздействия; определяет целесообразность включения в исследуемый акт тех или иных положений, обосновывает такую целесообразность.
В ходе проведения заседания экспертной комиссии ведется протокол, в котором должны быть отражены принятые по итогам заседания решения, а также основные выводы, сделанные в результате анализа объекта исследования, подлежащие в дальнейшем включению в экспертное заключение.
Следующий этап проведения педагогической экспертизы носит название «исследовательский» и заключается в: организации и проведении исследования по выявлению интересов педагогического сообщества и обучающихся, которые затрагиваются исследуемым нормативным актом, определению целесообразности их учета в положениях такого акта (третий подэтап); в формировании и утверждении экспертного заключения (четвертый и пятый подэтапы).
В течение 7 дней после проведения заседания (в зависимости от утвержденных комиссией сроков) экспертной комиссии, ведущий эксперт проводит исследование на предмет выявления интересов педагогического сообщества и обучающихся в отношениях, подпадающих под сферу регулирования экспертируемым нормативным актом.
По итогам проведения исследования в течение 3 дней ведущий эксперт подготавливает и представляет: а) доклад об итогах проведения исследования либо б) экспертное заключение. Доклад об итогах проведения исследования, который должен содержать: 1) общие сведения об исследовании (выборка исследования, сроки проведения и способы исследования); 2) ответы на поставленные экспертной комиссией вопросы; 3) основные выводы исследования (определение интересов педагогического сообщества и учащихся соответствующей выборки, обоснованность таких интересов и необходимость учета экспертируемым нормативным актом, учет выявленных интересов таким актом, достаточность степени такого учета, рекомендации ведущего эксперта).
Независимо от способа формирования экспертного заключения, такое заключение должно содержать: 1) общие сведения об исследовании, в том числе: 1.1. выборку исследования (круг субъектов педагогического сообщества и учащихся, учувствовавших в исследовании на предмет выявления их интересов), 1.2. сроки проведения,1.3. способы (методы) исследования; 2) основные выводы, сделанные в результате проведенного исследования: 2.1. выявленные интересы педагогического сообщества и учащихся соответствующей выборки, обоснованность таких интересов и необходимость учета экспертируемым нормативным актом, вывод о том, учитываются ли выявленные интересы в таком акте, вывод о достаточности степени такого учета, рекомендации по устранению выявленных негативных тенденций, «способных привести к ухудшению отношений по контролю и надзору качества образования» (в частности самого качества образования); 2.2. ответы на поставленные перед экспертами дополнительные вопросы (отраженные в приказе о назначении экспертной комиссии).
В течение 5 дней с момента предоставления ведущим экспертом доклада об итогах проведения исследования (экспертного заключения) экспертная комиссия проводит итоговое заседание, на котором принимается и(или) утверждается экспертное заключение (пятый этап). В случае если комиссия проголосует против утверждения экспертного заключения, оно возвращается на доработку ведущему эксперту (не зависимо от изначально выбранного способа формирования) вместе с замечаниями. Ведущий эксперт обязан провести доработку экспертного заключения в течение 5 дней. При этом общий срок проведения экспертизы увеличивается на 5 дней. После устранения замечаний экспертное заключение вновь представляется на рассмотрение экспертной комиссии и утверждается без проведения голосования (в случае полного устранения сделанных замечаний). В ходе каждого заседания экспертной комиссии ведется протокол.
На следующий день после утверждения экспертное заключение направляется в соответствующее подразделение по контролю качества образования (менеджмента качества образования), которое в течение 5 дней с момента его поступления принимает решение о подготовке и внесении изменений в нормативный акт (проект нормативного акта), основанных на выводах и рекомендациях, содержащихся в экспертном заключении, либо об отклонении содержащихся в заключении выводов и рекомендаций с обоснованием причин (шестой подэтап). Принятое решение подлежит обнародованию путем опубликования в печатном издании соответствующей образовательной организации, а также размещению в сети интернет на официальном сайте образовательной организации (седьмой подэтап) в течение 5 дней с момента принятия такого решения.
Реализация такой процедуры проведения педагогической экспертизы обеспечит: 1) учет интересов педагогического сообщества и обучающихся при правовом регулировании отношений по контролю качества образования, что в свою очередь будет способствовать его повышению за счет удовлетворенности потребностей участников образовательного процесса; 2) комплексность исследования за счет «задействованности» в такой процедуре нескольких структурных подразделений образовательной организации; 3) объективность, достоверность, авторитетность результатов исследования за счет привлечения к исследованию экспертов; 4) индивидуализацию исследования, обеспечивающую учет интересов конкретных групп педагогического сообщества и учащихся (выборки) исходя из конкретной сферы отношений, подпадающей под регулирование исследуемого нормативного акта; 5) экономичность, выраженную в частности в создании своего внутреннего реестра экспертов конкретной образовательной организации, что позволит исключить необходимость привлечения экспертов извне; 6) недопустимость затягивания процесса проведения экспертизы в результате ограничения времени, отведенного на её проведение; 7) открытость и прозрачность проведения экспертизы в частности за счет публичного обнародования её результатов; 8) обратную связь исследования через непосредственное участие в проведении экспертизы (на стадии исследования) участников, подлежащих регулированию исследуемым нормативным актом отношений и, соответственно, в нормотворческом процессе по принятию соответствующего нормативного акта (внесению изменений в нормативный акт); 9) соотнесение экспертами в ходе исследования положений исследуемого нормативного акта с педагогическими ценностями; 10) возможность выбора экспертами способа подготовки экспертного заключения (коллективный или индивидуальный) в зависимости от характера отношений, подлежащих регулированию исследуемым нормативным актом, а также состава экспертной комиссии.
Список используемых источников информации
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания» // «Собрание законодательства РФ», 24.02.2014, № 8, ст. 816.
- Педагогическая экспертиза: квалиметрический подход. Касьянова Е. // http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201100513.
- Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Прусак А.И. Актуальное требование к экспертам в сфере образования: мудрость. Школьные технологии, 2006, № 5, с.161-165.
- Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования /С.Л. Братченко, М.: Смысл, 1999. -137с.
- Новкова Т.Г., Эксперт по инновационной деятельности в образовании // http://www.in-exp.ru/component/content/article/48-zaoch-school-mol-uch/172expert-indejat.html.
- Бухвалов В.А., Плинер Я.Г. «Введение в педагогическую экспертизу» // http://www.experiment.lv/rus/biblio/el_biblio/expertiza.htm.
- Орлов А.И., Теория принятия решений. Учебное пособие. - М.: Издательство «Март», 2004.